Мастер класс по методике базарного

Мастер класс по методике базарного

Конспект мастер-класса

Методика здоровьесберегающей «Технологии раскрепощённого развития детей» В.Ф. Базарного

Цель: знакомство учителей с методикой здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного и применением основных её принципов на уроках.

Оборудование: листы формата А 4, ручки, лист ватмана (офтальмотренажёр), маркеры, карточки с пословицами и стихами, «экологическое панно», картинки: облака, лепестки цветка здоровья, конторки, коврик с пуговицами, сенсорный крест со словами

Ход мастер - класса:


Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе.

Одним из приоритетных направлений ФГОС второго поколения является сохранение и укрепление здоровья школьника, что заставляет нас, педагогов изучать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. В ходе мастер-класса я постараюсь познакомить Вас с основными принципами здоровьесберегающей «Технологии раскрепощённого развития детей» В.Ф. Базарного. Прошу Вас занять места за партами и контроками.

Чтоб не горбилась спина,

парта новая нужна!

А для каждой пары парт

есть конторка в рост-стандарт

Кто сидит, а кто-то встанет,

если вдруг сидеть устанет.

Для осанки всем нужна

очень стройная спина.

По сигналу моего звонка Вы молча меняетесь местами.


^ Упражнение «Воздушный шар»
Ребята, предлагаю начать нашу работу с упражнения «Воздушный шар». Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 5 ценности важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Какие слова у Вас остались? Для вас это самые главные ценности.
^ Формулирование темы занятия. Целеполагание.
Работа с наглядным материалом, максимально удалённым от глаз

О.А.: Друзья, поднимите, пожалуйста, глазки и прочтите слова на свободно вращающемся кресте. О какой человеческой ценности мы поведём разговор на нашем занятии? Попробуйте сформулировать тему занятия из слов на вращающемся кресте. Кому не видно, можно встать и посмотреть.

(участники формулируют из слов тему: Здоровье человека – важнейшая ценность)

Мы сегодня на занятии

Будем думать, рассуждать.

Что полезно для здоровья,

То и будем выбирать.

Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла»

О.А.: Обозначим тему занятия на нашем экологическом панно. «Бегущие огоньки» подскажут вам, где находятся карточки со словами.

(Участники находят карточки-облачка и строят тему занятия на экологическом панно. Карточки находятся довольно высоко. Чтобы их достать, необходимо потянуться. На доске рядом с солнышком появляются облака).

^ СМЕНА ПОЗ

4. Работа по теме занятия. Проектная работа «Вырастим цветок здоровья»

О.А.: Под таким прекрасным ярким солнцем и чистым небом должно вырасти что-то необыкновенно прекрасное. Мы с вами вырастим цветок здоровья. Но нашему цветку не хватает лепестков, необходимых условий для формирования крепкого здоровья человека.

О.А.: У нас с вами сегодня гости. Они предлагают вашему вниманию «Сказку о грязнулях» (дети разыгрывают представление)

Жил был один козлёнок,

И рядом – поросёнок.

Они почти с пелёнок

Дружили меж собой.

И был один чистюлей,

И был другой грязнулей –

А кто из них кем был

Сообразит любой.

И вот однажды летом,

Вдали от дома где-то,

Козлёнок с поросёнком

Гуляли у реки.

Вдруг выскочил волчище…

-А ну, который чище?

Иди ко мне, дружище!

-И обнажил клыки.

И съеден был козленок,

А грязный поросёнок бежал,

Дрожа от страха, и думал:

«Хорошо,

Что этот злой волчище

Съедает тех, кто чище,

Кто слишком любит мыло

И мятный порошок».

Живёт девчонка Юля – неряха и грязнуля.

Не чистилась с июля,

Не мылась с декабря.

В чернилах вся девчонка,

И в красках вся девчонка.

Не чище поросенка, короче говоря.

Ругает папа Юлю, ругает мама Юлю,

Но ей ходить грязнулей

Никак не надоест.

Как видно, папе с мамой

Одно лишь утешенье.

Одно лишь утешенье,

Что волк её не съест.
О.А.: А хорошо ли быть грязнулей? Почему? Как назовём 1 лепесток?

^ 1-й лепесток «ЧИСТОТА»

О.А.: Здоровье начинается с чистоты. Найдите лепесток с словом «чистота» и прикрепите на нашем экологическом панно.

О.А.: Прочитайте пословицу на доске. Народная пословица гласит: «Соблюдай режим труда и быта, будет здоровье крепче гранита». Что ещё необходимо для здоровья человеку? Как называется 2 лепесток?

^ 2-й лепесток «РЕЖИМ ДНЯ»

-- Найдите лепесток и прикрепите на нашем панно.

Физминутка

О.А.: Ребятки, вы, наверное, устали. Предлагаю всем немножко отдохнуть. Пусть отдохнут наши глазки.

1) ^ На офтальмотренажёре

На тренажёр мы поглядим

Глазами взад-вперёд скользим

Медленно двигаем за указкой слева направо (по 3 раза)

Медленно двигаем вверх-вниз (по 3 раза)

Вращаем плавно головой

Мы по восьмёрке круговой.

Остановились. В сторону другую

Вращаем головой по кругу.

2) ^ Упражнение «Деревце»

Чтобы ваша осанка была хорошей, красивой, выполним упражнение «Деревце».

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.

После лёгкого круженья

Замедляются движенья.

Замедляются движенья –

Исчезает напряженье.

И становится понятно:

Расслабление приятно.
О.А.: Малоподвижный образ жизни вредит здоровью.

Как сказал философ Аристотель «Движение – это жизнь»
Как назовем мы 3-й лепесток?

^ 3-й лепесток «ДВИЖЕНИЕ»

-- Найдите лепесток и разместите на нашем панно.

О.А.: Прочитайте выразительно вслух стихотворение.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться!

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть –

Нужно правильно питаться,

С самых юных лет уметь.

О.А.: Как вы понимаете последние строки? Что значит уметь правильно питаться? Как назовём 4-й лепесток?

^ 4-й лепесток «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

О.А.: Найдём и разместим лепесток на экологическое панно.
О.А.: Скажите, а что может принести вред нашему здоровью? Какие вы знаете вредные привычки? Давайте все вместе дружно скажем: «Нет вредным привычкам!»

Это будет 5-й лепесток. Найдём и разместим его вместе с остальными.

^ 5-й лепесток «НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ»

О.А.: Вот и расцвёл наш цветок здоровья. Он только тогда будет радовать нас своей красотой и жизненной силой, когда все его лепестки будут полны жизни и радости.
^ СМЕНА ПОЗ
5. Знакомство коллег с основными принципами технологии.
О.А.: Уважаемые коллеги. На примере занятия я постаралась познакомить вас с основными принципами «Технологии раскрепощённого развития детей» В.Ф. Базарного.

(На оборотной стороне облаков и лепестков цветка написаны основные принципы технологии, перевернуть)
Основные принципы технологии В.Ф. Базарного
Режим смены

динамических поз
Офтальмотренажёры, Экологический Движение

«Бегущие огоньки» букварь (панно-картина) наглядного учебного

материала

Хоровое

пение
О.А.: Кроме обозначенных приёмов технология предполагает раздельное параллельное образование мальчиков и девочек, письмо перьевыми ручками на этапе овладения грамотой, совместное создание с родителями рукотворческой среды.

^ 6. Подведение итогов.

О.А.: Уважаемые коллеги. «Технология Базарного» исключает использование компьютера. Но мы с вами уже не представляем урока без компьютерных технологий. Поэтому предлагаю вам исполнить песню

(исполняется на мотив песни «Вместе весело шагать»

Припев:

Нам сберечь здоровье школьников непросто

Ох, непросто, ох, непросто.

Что же сделать для здорового их роста?

Что нам сделать для их роста?


На уроке смене поз конторка служит
И осанку исправлять им помогает,

Но конторкой лишь успеха не добиться

Физминутки проводить и не лениться.

Припев.


Впереди висят для глазок тренажёры.
Выводить круги мы научились скоро.

На уроках всё в пространстве расположено.

Кто дотянется, тому ответ достанется.

Припев.


На перемене, на уроке иль в спортзале
За здоровьем мы вприпрыжку все бежали.

Только вместе мы добьёмся результатов.

Укрепим здоровье взрослым и ребятам.

Припев.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться!

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть –

Нужно правильно питаться,

С самых юных лет уметь.

Жил был один козлёнок,

И рядом – поросёнок.

Они почти с пелёнок

Дружили меж собой.

И был один чистюлей,

И был другой грязнулей –

А кто из них кем был

Сообразит любой.

И вот однажды летом,

Вдали от дома где-то,

Козлёнок с поросёнком

Гуляли у реки.

Вдруг выскочил волчище…

-А ну, который чище?

Иди ко мне, дружище!

-И обнажил клыки.

И съеден был козленок,

А грязный поросёнок бежал,

Дрожа от страха, и думал:

«Хорошо,

Что этот злой волчище

Съедает тех, кто чище,

Кто слишком любит мыло

И мятный порошок».

Живёт девчонка Юля – неряха и грязнуля.

Не чистилась с июля,

Не мылась с декабря.

В чернилах вся девчонка,

И в красках вся девчонка.

Не чище поросенка, короче говоря.

Ругает папа Юлю, ругает мама Юлю,

Но ей ходить грязнулей

Никак не надоест.

Как видно, папе с мамой

Одно лишь утешенье.

Одно лишь утешенье,

Что волк её не съест.